Учебный центр МЦР в Железногорске
Звоните: (3919) 75-11-12, 73-00-23
Приходите: ул. Ленина, 39а, здание ВНИПИЭТ
Пишите: svetvolkova@mail.ru
Филиал Учебного центра
Звоните: +7 923 377-97-53
Приходите: пр. Ленинградский, Лицей "Гармония" № 103
Охрана труда

Государственное регулирование в сфере охраны труда


В результате изучения этого раздела Вы будете знать:
 
  • Правовые основы государственного управления охраной труда.
  • Структура органов государственного управления охраной труда.
  • Функции и полномочия в области охраны труда Правительства  Российской Федерации,
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих: управление охраной труда на федеральном
(общегосударственном), отраслевом, региональном (субъекта Российской Федерации) и муниципальном (органа местного самоуправления) уровнях.
  • Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Прокуратура и ее роль в системе государственного надзора и контроля.
  • Государственные инспекции и их функции. Государственный инспектор и его права.
  • Федеральная инспекция труда.
  •  Ростехнадзор России,
  • Роспотребнадзор России и другие специализированные инспекции.
  • Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля.
  • Государственная экспертиза условий труда и ее функции.
  • Органы, осуществляющие обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Органы медико-социальной экспертизы.
  • Организация общественного контроля в лице технических инспекций профессиональных
союзов.
 
Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:
  • Трудовой кодекс РФ;  
  • Федеральный закон от 30 октября 2001г. № 51-ФЗ Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014 N 427-ФЗ) "О прокуратуре Российской Федерации" говорит:
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012);  
  • Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью"
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010).
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»
  • Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденный приказом Минтруда РФ от 29.01. 2014 г. N 59н
  • Постановление Правительства РФ от 30 Июня 2004 г. № 322. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (с изменениями и дополнениями)
  • Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (с изменениями и дополнениями)
  • Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (с изменениями и дополнениями)
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 (ред. от 27.12.2014)"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения"
  • Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 № 385 (ред. от 24.12.2014) «О  федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»
  • Положение о ГИБДД утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497)
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2014 г. N 549н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда"
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 
 
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства.
 
Основными направлениями   государственной  политики в   области  охраны   труда в   соответствии  со ст. 210 ТК РФ являются:
 
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
государственная экспертиза условий труда;
установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
 
Структура органов государственного управления охраной труда.
 
Территориальная и национальная специфика Российской Федерации, а также характер базисных отношений собственности и прав управления ею привели к существованию в Российской Федерации нескольких основных уровней управления:
  • общегосударственного (федерального);
  • субъекта федерации (регионального);
  • местного (муниципального);
  • частного (корпоративного).
 
Основная структура государственной системы управления охраной труда зафиксирована статьей 216 «Государственное управление охраной труда» Трудового кодекса РФ, которая предусматривает, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
 
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
 
Федеральным    органом    исполнительной    власти,   осуществляющим   функции   по   выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Министерство труда и социальной защиты  Российской Федерации (Минтруд России).
 
 
Минтруд   России    восстановлен   Указом       Президента  Российской     Федерации    «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636
 
Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
 
Важнейшими задачами и функциональными обязанностями федерального уровня управления охраной труда  являются:
  • создание правовой базы деятельности всех органов власти и хозяйствующих субъектов права
в сфере охраны труда;
  • долгосрочное  (экономическое)   и   оперативное   (административное)   управление всей этой
деятельностью
 
Конкретные полномочия и функции регионального уровня управления охраной труда законодатель детально не расшифровал полагая, что это дело самих субъектов Российской Федерации. Для это у них есть и соответствующие полномочия и соответствующие средства (регионального бюджета).
 
Важнейшими задачами и функциональными обязанностями регионального уровня управления охраной труда являются:
  • организация правоприменительной практики и адаптация правовой базы государственного
 управления охраной труда применительно к специфике региона;
  • координация    деятельности      территориальных подразделений   федеральных     органов
исполнительной власти, включая органы государственного надзора и контроля, и региональных административных структур в сфере управления охраной труда и безопасностью производственной деятельности социальных партнеров;
  • организация научно-внедренческой и образовательно-информационной инфраструктуры
 корпоративного управления охраной труда (создание и регулирование рынка услуг по охране труда);
  • оперативное (административное) управление всей этой деятельностью на территории региона.
 
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти либо не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации.
 
Органам местного самоуправления отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
 
В организациях издаются локальные нормативные акты.
 
 

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
 
Учитывая  важность    проблемы   государственного    регулирования    вопросов   охраны   труда   в            
Трудовом кодексе глава  57, состоящая из статей 353 – 369,  посвящена государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
 
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Российской Федерации осуществляется прокуратурой РФ в лице Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014 N 427-ФЗ) "О прокуратуре Российской Федерации" говорит:
«В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов».
Согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 08.09.2014) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" к числу специально уполномоченных государственных органов, имеющих право надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
относятся:
 
 
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ   (РОСТРУД)
 
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (с изменениями и дополнениями)
 
Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
 
Федеральная служба находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ.
 
Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
 
Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (заместители по правовым вопросам и по охране труда).
 
Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации
 
Федеральная служба по труду и занятости  (Роструд) - единая централизованная система, состоящая:
·        из Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и
·        его территориальных органов (Государственных инспекций труда).
Свою деятельность Роструд осуществляет во взаимодействии:
·        с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
·        иными федеральными органами исполнительной власти;
·        органами исполнительной власти субъектов РФ;
·        органами местного самоуправления;
·        органами прокуратуры;
·        профессиональными союзами (их объединениями);
·        объединениями работодателей,
·        другими организациями (ст. 365 ТК РФ).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет Руководитель Роструда – главный государственный  инспектор труда Российской Федерации.

Главный государственный инспектор труда Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.



 
Основными задачами Роструда являются:
·        обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
·        обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
·        обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
·        доведения до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ).
Полномочия Роструда осуществляет посредством:
·        проверок, обследований;
·        выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
·        составления протокола об административных правонарушениях в пределах полномочий;
·        подготовки других материалов (документов)  о привлечении виновных к  ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственные инспектора имеют право (ст. 357 ТК РФ):
·        в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
·        запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления надзорных и контрольных функций;
·        изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, в порядке, установленном федеральными законами, с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
·        расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
·        предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
·        направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования  о ликвидации  организаций  или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
·        выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
·        запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
·        составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
·        выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения выдает работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента получения работодателем или его представителем (ст. 357 ТК РФ).

В случае выдачи предписания по вопросам расследования, учета, квалификации несчастного случая подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.
 
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы:
·        соответствующему руководителю по подчиненности;
·        главному государственному инспектору труда Российской Федерации;
·        в судебном порядке.
Государственные инспекторы труда несут ответственность за противоправные действия или бездействия.
 
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(бывший Госгорнадзор, бывший Госэнергонадзор, бывший Госатомнадзор).
 
 
Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 (с изменениями и дополнениями).
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:


уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);


уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
органом государственного горного надзора;
органом федерального государственного энергетического надзора;
органом федерального государственного строительного надзора;
регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.
Руководство деятельностью Федеральной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
(бывший Госсанэпиднадзор).
 
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 27.12.2014)
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"


 
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет:
  • федеральный    государственный    санитарно-эпидемиологический  надзор  за  соблюдением
 санитарного законодательства;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых
 актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
  • прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;
  • другие полномочия.
 
Руководство деятельностью Федеральной службы осуществляет Правительство РФ.
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 (ред. от 27.12.2014)
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения"
 
 
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
 
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.
 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА  (ГПС)
входит в систему МЧС России
 
Основными задачами Государственной противопожарной службы явля­ются:
организация разработки и реализация государственных мер, нап­равленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности проти­вопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, уч­реждений;
организация и осуществление государственного пожарного надзора;
 
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в
населенных пунктах и на объектах;
 
профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
 
В  Государственную противопожарную службу входят:
 
  • Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы
Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 № 385 (ред. от 24.12.2014) «О  федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»
  • Государственный пожарный надзор
  • Научно-исследовательский и опытно-конструкторский сектор в области пожарной
безопасности проводятся:



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
 
Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" (с изменениями и дополнениями)


Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Федеральная служба осуществляет в части, касающейся функций по контролю и надзору, полномочия органов, которые в международных договорах РФ выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств РФ в указанной сфере.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта РФ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ИНСПЕКЦИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
 
 Положение о ГИБДД утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497)
 
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
 
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
 
ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Внутриведомственный  государственный  контроль  за  соблюдением  трудового  законодательства  и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанным органам подконтрольны организации, находящиеся в их ведении. Контроль за соблюдением трудового законодательства указанными органами является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, осуществляющих исключительно    функции   контроля   в  сфере труда.    Порядок  организации   контрольной   деятельности
определяется соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления.
 
                                                                     
 
 
 
                                                                      ВНИМАНИЕ
Все проверки должны проводиться в соответствие с федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  (ред. от 31.12.2014. N 532-ФЗ)
Федеральный закон устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и ИП органами государственной власти.
 
Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные. Плановые проверки, как правило, должны проводиться не чаще, чем раз в три года (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере -  Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью").
 
Ежегодный сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
 
Внеплановые проверки возможны только в определенных случаях: если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также внеплановые проверки возможны по жалобам потребителей о нарушении их прав.
 
Организации и ИП, планирующие заняться бытовыми услугами, торговлей, общественным питанием и некоторыми другими видами деятельности, обязаны уведомить об этом соответствующие контролирующие органы. Уведомление направляется после госрегистрации организации или ИП и постановки их на налоговый учет до начала фактического осуществления деятельности. Форма уведомления и порядок его представления устанавливаются Правительством РФ.
 
Федеральный закон вступил в силу с 1 июля 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
 
Органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда имеют возможность в своей работе пользоваться данными государственной экспертизы условий труда.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
 
В соответствии со статьей 216.1 ТК РФ приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2014 г. N 549н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда" регламентирована процедура проведения государственной экспертизы условий труда.
 
Этим занимаются Роструд и региональные органы в области охраны труда.
Цель такой экспертизы
  • оценить качество проведения спецоценки условий труда;
  • правильность предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или)
опасными условиями труда;
  • фактические условия труда работников.
Она проводится по обращениям:
  • органов исполнительной власти;
  • работодателей, их объединений;
  • работников;
  • профсоюзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • органов ФСС РФ, а также иных страховщиков.
Кроме того, основанием могут являться определения судов, представления территориальных органов Роструда в связи с госконтролем (надзором) за соблюдением Закона о спецоценке условий труда. В последних случаях, а также когда заявителем выступает орган исполнительной власти, плата за госэкспертизу в целях оценки качества спецоценки условий труда не взимается. Остальные виды госэкспертизы тоже являются безвозмездными.
Если заявителем является сотрудник, то госэкспертиза проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте.
Госэксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, сохранность материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений. Он не вправе участвовать в проведении экспертизы, если это может повлечь конфликт интересов или создать угрозу его возникновения.
Экспертиза занимает не более 30 рабочих дней. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней.
Разногласия по вопросам проведения госэкспертизы в целях оценки качества спецоценки условий труда рассматриваются Минтрудом России бесплатно. В остальных случаях они разрешаются судом, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
 
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
 
 
Одним из основных законодательных актов в системе законодательства РФ об охране труда является Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Которым устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
 
Все граждане РФ, лица без гражданства или иностранные граждане, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, либо выполняющие работу  на основании договора гражданско-правового характера, заключенного со страхователем, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Регистрация страхователей осуществляется исполнительными органами ФСС, то есть в региональном отделении ФСС или в филиалах региональных отделений Фонда, если таковые существуют.

Юридические лица подлежат регистрации в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда по месту своей государственной регистрации. Те юридические лица, которые имеют обособленные подразделения, исполняющие обязанности этих юридических лиц по уплате налогов и сборов, включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежат регистрации в качестве страхователей также и по месту нахождения указанных обособленных подразделений.

Физические лица подлежат регистрации в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда по месту своего жительства.
 
Для осуществления государственной регистрации юридические лица должны подать заявление о регистрации в качестве страхователя в исполнительный орган Фонда.  Регистрация проводится по месту своего нахождения в десятидневный срок со дня государственной регистрации данного юридического лица, а при регистрации по месту нахождения обособленных подразделений - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.



При осуществлении государственной регистрации физического лица подается соответствующее заявление в исполнительный орган Фонда.
ОРГАНЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
 
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — один из видов медицинской экспертизы. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Учреждения медико-социальной экспертизы в Российской Федерации находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты, за исключением Главного бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства, которое подведомственно соответствующему агентству в структуре Министерства здравоохранения.
Порядок организации и деятельности учреждений медико-социальной экспертизы регулируется  Приказом Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».
 Учреждения медико-социальной экспертизы в установленном законом порядке проводят освидетельствования граждан с целью установления группы инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а также изучают распространенность и структуру инвалидности, причины, факторы и условия, влияющие на возникновение, развитие и исход инвалидности.
Установление группы инвалидности представляет собой определение потребности граждан в мерах социальной защиты (в том числе реабилитации) на основе ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
 
Организация общественного контроля в лице технических инспекций
профессиональных союзов
 
ПРАВА ПРОФСОЮЗНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ТРУДА, УПОЛНОМОЧЕННЫХ (ДОВЕРЕННЫХ) ЛИЦ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
 
 
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: ( Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 г., ст. 20):
  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
  • содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве
 
 
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫИНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ
                    I                                  I______________________________I                      I
                    I                                                       I                                                I
Представляют интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем. (Могут представлять интересы работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах – в случаях и в порядке, установленными Трудового кодекса Российской Федерации). (статья 30, главы 4 Трудового кодекса Российской Федерации)Организуют выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
Выборы проводят:
- на общем собрании трудового коллектива организации (цеха, участка);
- на срок не менее 2-х лет.
(Постановление Минтруда Российской Федерации от 08 апреля 1994 г. «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или
 
В случаях, когда работники:
 
- не объединены в какие-либо пер-вичные профсоюзные организации
- ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работ-ников и не уполномочена предста-влять интересы всех работников - может быть избран иной представитель (представительный орган) работников.
Такой представитель избирается:  на общем собрании (конференции);
- на общем собрании (конференции);
- тайным голосованием
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий. (ст. 31. ТК Российской Федерации)
 
                                                                             I
ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ
за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
 выполнением условий коллективных договоров, соглашений (статья 370, главы 58 ТК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
Профессиональные союзы могут создавать правовые и технические инспекции труда
(статья 370, главы 58 ТК «Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами»)
                      I                                                  I                                                       I 
В установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Наделяются полномочиями, предусмотренными Положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениямиВзаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
 
 
УПОЛНОМОЧЕННЫЕ (ДОВЕРЕННЫЕ) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
Для реализации своих прав работники (профсоюзы) могут избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, общественные инспекции, направлять своих представителей в комитеты (комиссии) по охране труда. Статья 370 ТК РФ предоставляет профсоюзам право на осуществление контроля соблюдения работодателями и иными представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений. Работодатели обязаны в недельный срок с дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Порядок осуществления общественного контроля Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональные, территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда имеют те же, права, что и уполномоченные (доверенные) лица. Согласно ТК РФ ст. 370, а также «Рекомендациям по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива», утв. постановлением Минтруда от 8.04.94 № 30, общественный контроль за ОТ в организациях осуществляют уполномоченные лица по охране труда от профсоюза или трудового коллектива. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль соблюдения работодателями законодательных нормативных правовых актов об охране труда, состояния охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей по охране труда. На предприятии уполномоченные должны действовать на основе Положения об уполномоченных, учитывающего специфику деятельности организации. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок избрания уполномоченных определяются коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.
Выбираются для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда:
  • на общем собрании трудового коллектива организации (цеха, участка);
  • на срок не менее 2-х лет.
(Постановление Минтруда РФ от 08 апреля 1994 г. «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»)
 
КОМИТЕТЫ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
Создание Комитетов (комиссий) по охране труда
статья 218, главы 35 «Организация охраны труда» Трудового кодекса Российской Федерации
                I                                       I                                       I                                         I
Комитеты (комиссии) по охране труда в организации создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников (их представительного органа).Положение о Комитете по охране труда рекомендуется разрабатывать на основании Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда (приказ Минтруда России от 24 июня 2014 г. № 412н) с учетом особенностей организации. Положение о Комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.В состав комитетов (комиссий) на паритетной основе входят:
  • представители работодателя;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
 
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупрежде- нию производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
 
 
ПРАВА КОМИТЕТА (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья
 заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда
 заслушивать на заседаниях Комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации
участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции Комитета
 вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены
 содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.
 
 
 
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.   Дайте определение государственного управления охраной труда.
2.   Что обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики?
3.   Расскажите о структуре органов государственного управления охраной труда.
4.   Какой федеральный орган осуществляет   функции   по   выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда?
5.   Что является важнейшими задачами и функциональными обязанностями федерального уровня управления  охраной труда?
6.   Кто осуществляет высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде?
7.  Перечислите основные специально уполномоченные государственные органы, имеющие право надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
8.   Что за организация Роструд?    Как эта   организация    осуществляет    возложенные на нее полномочия?
9.   Перечислите основные права государственного инспектора труда.
10.  В каком случае подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда?
11.  Как правильно называется Ростехнадзор? Функции каких организаций объединены в Ростехнадзор?
12.  Как правильно называется Роспотребнадзор?  Какие основные  функции он осуществляет?
13.  Какие функции осуществляет Росздравнадзор?
14.  Дайте краткие характеристики функций ГПС, ГИБДД, Ространснадзора.
15.  Что такое внутриведомственный контроль за соблюдением  трудового  законодательства?
16. Какой федеральный закон обязательно выполняется при проведении проверок организаций?
17. Назовите цели проведения государственной экспертизы условий труда.
18.  Что устанавливает федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"?
19.  Что такое медико-социальная экспертиза?
20.  Виды общественного  контроля.
 


















 
У вас есть предложения или замечания? Добро пожаловать!
Мы открыты для общения
Оставить комментарий