Учебный центр МЦР в Железногорске
Звоните: (3919) 75-11-12, 73-00-23
Приходите: ул. Ленина, 39а, здание ВНИПИЭТ
Пишите: svetvolkova@mail.ru
Филиал Учебного центра
Звоните: +7 923 377-97-53
Приходите: пр. Ленинградский, Лицей "Гармония" № 103
Охрана труда

Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению
требований законодательства о труде и об охране труда


В результате изучения этого раздела Вы будете знать:
 
  • Административная и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение или неисполнение требований законодательства о труде и об  охране труда.
 
Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:
  • Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  •  Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 24 мая 1996 г. (с изменениями и дополнениями).
  •  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 31 декабря 2001 г. № 196-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
 

 
Основные обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда, в соответствии с положениями ст. 212 Трудового кодекса РФ, возлагаются на работодателя (администрацию юридического лица).
 
«Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
 
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Работодатель обязан обеспечить:
  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда; (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;  в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
  •  беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;  (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)»
  
В статье 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
 
  • «Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».
 
  

АДМИНИСТРАТИВНАЯ   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ДОЛЖНОСТНЫХ     ЛИЦ   ЗА  НАРУШЕНИЕ   ИЛИ   НЕИСПОЛНЕНИЕ  
ТРЕБОВАНИЙ    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  
О   ТРУДЕ   И   ОБ   ОХРАНЕ   ТРУДА
 

 
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
 
Нарушение законодательства об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц.
 
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП Российской Федерации.
 
Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются:
  • юридические лица;
  • лица,    осуществляющие   предпринимательскую   деятельность    без     образования  юридического лица;
  • должностные лица организаций.
 
Кроме должностных лиц, которые в силу своих должностных обязанностей являются ответственными за неукоснительное исполнение требований к условиям и охране труда на данном предприятии, в организации, учреждении, независимо от их организационно-правовой формы, ответственность может быть возложена и на других работников юридического лица, если специальным приказом руководителя работник назначен ответственным за обеспечение и соблюдение правил охраны труда в отдельном подразделении (цех, участок и т. д.) или на определенном участке выполнения работ.  Кроме руководителей юридических лиц и их заместителей ответственность может быть возложена на главных инженеров и главных специалистов юридических лиц (главный энергетик, главный механик и т. д.), если этими специалистами не были своевременно приняты необходимые меры для обеспечения требований охраны труда, устранения выявленных недостатков и т. п.
 
 
Основные виды административных наказаний, перечисленные в ст. 3.2  КоАП РФ:
 
  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.
 
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
 
 КоАП  РФ  «Статья 3.4. Предупреждение
 
 1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

 2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба….».
 
Предупреждение
  • Мера морально-правового воздействия,   выражающаяся   в       официальном   порицании физического  или юридического лица. Это самая мягкая мера административного наказания, она применяется в тех случаях, когда отсутствуют отягчающие обстоятельства или есть смягчающие обстоятельства. 
  • Поскольку наказание является самым мягким, оно всегда является альтернативным. Т.е. может быть назначено или предупреждение, или, допустим, штраф. Предупреждение всегда выносится в письменной форме.
  • Основная функция предупреждения – если в течение года будет совершено аналогичное правонарушение – оно будет уже повторным. Соответственно – отягчающие обстоятельства и уже нельзя будет назначено предупреждение. 
  
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ
 
КоАП  РФ  «Статья 3.5. Административный штраф
 
 1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях… «.

Административный штраф -  самая распространенная мера наказания. Штраф представляет собой единовременное денежное взыскание, выражающееся в рублях и зачисляемое в бюджет РФ или субъекта.

Штраф - налагается за совершение административного правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством. При наложении административного взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя и степень его вины, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.
 
Изменения в Административном Кодексе
ДО 31.12.2013 г.С 01.01.2015 г.
 
                    Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
 
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
 
 
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
 
2. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
 Статья 5.27 (1)  Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
 1. нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Влечет наложение административного штрафа от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
 2. нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
 3. допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
 4. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц  - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
 5. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
 6. несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц  - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
 
 7. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц – в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
 
 
 
 ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ
 
КоАП  РФ  «Статья 3.11. Дисквалификация

 1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы,  должности  государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

 2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет…» .


Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

 «Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -
       влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
 
 3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
 
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты –
       влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
       влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от   одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

        Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику."


АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП).
 
 КоАП  РФ   «Статья 3.12. Административное приостановление деятельности
 
 1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
 Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
 Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.
 
2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
 
3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания».

КоАП  РФ  «Статья 27.16. Временный запрет деятельности
 
 1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
 При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
 
2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
 
3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

 4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

 5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

 6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности».

Право на временный запрет имеют:
 
Выписка КоАП ст. 28.3 п. «16) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 5.27частью 5 статьи 5.27.1частью 2 статьи 14.54частью 1 статьи 19.4частью 23 статьи 19.5статьей 19.6 настоящего Кодекса…».

СРОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
«Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
 
 5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.»



 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ДОЛЖНОСТНЫХ     ЛИЦ   ЗА  НАРУШЕНИЕ  
ИЛИ   НЕИСПОЛНЕНИЕ   ТРЕБОВАНИЙ    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О   ТРУДЕ 
 И   ОБ   ОХРАНЕ   ТРУДА

 
 УК  РФ  «Статья 143. Нарушение требований охраны труда
 
1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека,
- наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,
 - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
 
Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации».


Действующим законодательством РФ предусматривается возможность возложения на виновных лиц уголовной ответственности за совершенное нарушение или несоблюдение требований к условиям и охране труда. Указанная возможность установлена положениями ст. 143 УК РФ в случае 
нарушения должностными лицами юридического лица требований охраны труда. Норма данной статьи УК распространяется на тех должностных лиц, на которых в установленном законодательством порядке возложены обязанности по обеспечению требований охраны труда на предприятии, в организации, учреждении, а также на тех лиц, на которых данные обязанности возлагаются в силу закона. Условием применения подобной меры воздействия на виновного является причинение тяжкого вреда здоровью работника в результате нарушения требований к условиям и охране труда, которое допущено ответственным должностным лицом по неосторожности. Доказанная вина ответственного должностного лица в таких случаях означает, что к виновному в нарушении требований к условиям и охране труда могут быть применены меры наказания, предусмотренные нормой ст. 143 УК РФ, а именно: штраф, привлечение к выполнению исправительных работ, лишение свободы. Если при тех же условиях в результате неправомерных действий (бездействия) ответственного лица, совершенных по неосторожности, произошел смертельный случай, на виновного налагается наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. С одновременным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без установления определенного срока.

Возложение уголовной ответственности на лиц, ответственных за обеспечение и соблюдение условий и правил охраны труда, может применяться судом по представлению соответствующих государственных органов только в случаях причинения здоровью пострадавшего работника вреда, который признается тяжким. А также в случаях, когда неосторожные действия ответственных лиц повлекли смерть работника.

Уголовная ответственность согласно ст. 143  УК  РФ предусмотрена за:

yарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека:
  • штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
    • либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;
  •        либо исправительными работами на срок до двух лет;
  •        либо принудительными работами на срок до одного года;
  •        либо лишением свободы на один год с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового;
  • то же деяние,  повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • то же деяние,  повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
 
  •        нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба наказываются (ст. 216 УК РФ):
  •       штрафом в размере от 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо
  •       ограничением  свободы  на  срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до  3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает 500 тысяч рублей.

 
  •         то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  •         деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


Изменения в Уголовном Кодексе
 
ДО 31.12.2013 Г.С 01.01.2014 Г.
СТАТЬЯ 143. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДАСТАТЬЯ 143 НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок
 
Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (пр.) 
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
 
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Лишением свободы на срок до 4 лет.
 
 То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.
 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Лишение свободы на срок до 5 лет.
 
 
 

КОНТРОЛЬНЫЕ   ВОПРОСЫ


 
 
1. Обязан ли  работодатель обеспечить:
а) ознакомление работников с требованиями охраны труда;
б) наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;
в) пункт а) и пункт б).        
 
2. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
а)  Дисциплинарная, материальная;
б) гражданско-правовая, административная, уголовная;
в) дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная, уголовная.
 
3. Перечислите виды ответственности за нарушения трудового законодательства.
а) административная, дисциплинарная, материальная, уголовная, гражданско-правовая;
б) замечание, выговор,  строгий выговор;
в) лишение месячной или квартальной премии, ежегодного вознаграждения.
 
4.  Административное наказание это:
а) установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения;
б) денежный штраф за совершение административного правонарушения;
в) дисквалификация за совершение административного правонарушения.
 
5. Какие лица могут быть привлечены к административной ответственности?
а) Юридические лица, должностные лица организаций;
б) учредитель или руководитель организации;
в) для лиц, перечисленных в пунктах  а)  и  б).
 
6. Перечислите основные виды административных наказаний.
а) Предупреждение;
б) административный штраф, дисквалификация;
в) административное приостановление деятельности и пункты  а)  и  б).
 
7. Что такое административное предупреждение?
а) Мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица; 
б) самая мягкая мера административного наказания;
в) мера морально-правового воздействия.   
 
8.  В каких случаях устанавливается  административное предупреждение?
а) Когда отсутствуют отягчающие обстоятельства или есть смягчающие обстоятельства;
б) когда есть альтернатива - может быть назначено или предупреждение, или, допустим, штраф; 
в) за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей .

9. Когда нельзя применять  административное предупреждение?
а)  Если в течение года было совершено аналогичное правонарушение
б) при наличии вреда или возникновения угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира;
в)  пункты  а)  и  б).
 
10. Дайте определение административного штрафа.
а) Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях;
б) административный штраф -  самая распространенная мера наказания;
в) административный штраф  - перечисление денег в пользу бюджета РФ или субъекта.
 
11. Что учитывается при наложении административного взыскания – штрафа?
а) Должность работника, его служебные обязанности;
б) форма собственности организации (ООО,  ОАО, государственная, муниципальная);
в) характер совершенного правонарушения, личность нарушителя и степень его вины, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.
 
12. Допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере:
а) от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
б) от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
в) от одной тысячи рублей до пяти тысяч рублей.   
 
13. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда  влечет наложение административного штрафа:
а) на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц  - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей; 
б) на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц  - от ста  тысяч до ста десяти тысяч рублей;
в) на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти  тысяч рублей, на юридических лиц  - от семидесяти  тысяч до ста  тысяч рублей.
 
14. Дайте определение административного наказания  -  дисквалификация.
а) Дисквалификация заключается в лишении физического лица права работать на должностях административно-технического персонала;
б) дисквалификация заключается в лишении физического лица права работать по полученной специальности;
в) дисквалификация заключается в лишении физического лица права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом.
 
15. Кто принимает решение о дисквалификации?
а) Административное наказание в виде дисквалификации назначается руководителем Роструда в регионе - главным государственным инспектором труда региона;
б) административное наказание в виде дисквалификации назначается главным государственным инспектором труда;
в) административное наказание в виде дисквалификации назначается судом.
 
16.  На какой срок устанавливается дисквалификация?
а) До шести месяцев;
б) на один год;
в) от шести месяцев до трех лет.

17. Административное приостановление деятельности. Дайте определение.
а) Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг;
б) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
в) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
 
18.  Особенность административного приостановления деятельности.
а) Административное приостановление деятельности применяется в случае если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
б) административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей;
в) административное приостановление деятельности применяется  для государственных и муниципальных организаций.
 
19. Нарушение требований охраны труда выявлено при эксплуатации подъемного крана. Кто принимает решение об административном приостановлении деятельности?
а) Суд;
б) Роструд;
в) Ростехнадзор.
 
20. В каких случаях выносится решение о временном запрете деятельности?
а) Временный запрет деятельности осуществляется при административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности;
б) временный запрет деятельности осуществляется при невыполнении предписания государственного инспектора труда;
в) при повторном выявлении случая допуска к работе не обученного работника.
 
21. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено:
а) не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности;
б) не позднее 7 суток с момента фактического прекращения деятельности;
в) не позднее 10 суток с момента фактического прекращения деятельности.
 
22. На каких должностных лиц распространяется действие ст. 143 УК  РФ  «Нарушение требований охраны труда»?
а) Норма данной статьи УК распространяется на тех должностных лиц, на которых в установленном законодательством порядке возложены обязанности по обеспечению требований охраны труда на предприятии, в организации, учреждении, а также на тех лиц, на которых данные обязанности возлагаются в силу закона;
б) норма данной статьи УК распространяется на тех должностных лиц, которые обладают в организации распорядительными функциями;
в) норма данной статьи УК распространяется на тех должностных лиц,  которые организуют и руководят производственной деятельностью работников организации.
 
23. Какая уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности смерть двух и более человек:
а) наказывается принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот  же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового;
б) наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот  же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового;
б)  наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот  же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
 
 
 
 
 























 
У вас есть предложения или замечания? Добро пожаловать!
Мы открыты для общения
Оставить комментарий